Мы + Я

МЫ + Я

Психологическое сопровождение ребенка предусматривает выделение и формирование двух индивидуально-развивающих маршрутов на основе диагностики.
I маршрут – коррекционно-развивающий, предназначен для детей с трудностями в психологическом развитии, и нуждающихся в особой психолого-педагогической поддержке и заботе.
II маршрут – развивающий, для детей с нормальным психологическим развитием и хорошими способностями.
Мы знаем, что эмоциональная сфера явля¬ется, важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодей¬ствие не будет эффективным; если его участники не способны, во-первых «читать» эмоциональное состояние другого, во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций чувств также является важным моментом в становлении личности расту-щего человека.
Поэтому общие цели маршрутов психологического сопровождения ребенка это — эмоциональное развитие, помощь в адаптации, развитие уверенности в своих силах и себе, развитие способностей и навыков творческого самовыражения. посредством:
• соединение звука и движения тела
• выражение эмоций, вызванных музыкой с помощью изобразительной деятельности
• овладения навыком выражения эмоций, настроения через переживание музыки и использования методов драматизации и импровизации.
Опыт работы с дошкольни¬ками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего воз¬раста (в средней группе или в младшей группе после завер¬шения адаптационного пери¬ода): дети усваивают необхо¬димые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» не вво¬дится, оно заменяется более доступным для ребенка этого возраста понятием «настрое¬ние». И конечно же, они с огромным удовольствием вы-полняют практические зада¬ния, играют. Психологические занятия с детьми строятся не только с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка и схемы последовательного усложнения эмоциональных механизмов, но и соблюдая психологический принцип «мотивация — восприятие — осмысление».
Схема психологических занятий
по эмоционально-социальному развитию дошкольника

Этапы занятий
Название Цель Формы
и методы работы
Мобилизация эмоционального настроя Обеспечивает тренировку психомотонных реакций (мимики, пантомимики, тактильной моторики) Ритмические импровизации, ритмические игры
Развитие механизма дифференциации Развитие отдельных элементов внешней эмоциональной выразительности Этюды, импровизации, драматизация,
игровые методы
Формирование механизма идентификации Коррекция настроения, развитие эмоций, расширение эмоциональной компетентности Ролевые методы, этюды, арттерапевтические техники
Снятие психоэмоционального напряжения Релаксация, дыхательные техники, медитация

Методы, используемые на занятиях носят игровой характер, обусловленный возрастом детей и необходимостью мотивировать их к занятиям через создание атмосферы психологической комфортности и cреды для творчества., взаимодействия, обратной
связи с детьми, и их родителями.
В работе с детьми большое значение уделяется музыке. Она развивает у ребенка чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку. Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. Индивидуальная музыкотерапия осуществляется в трех вариантах:
• с коммуникативным действием — музыкальное произведение прослушивают психолог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению взаимоотношений
• реактивным действием — достигается катарсис (очищение).
• регулятивным действием — снимается нервно-психическое напряжение
Все три формы могут применяться как независимо, так и в сочетании. Они представляют в известном смысле пассивную музыкотерапию. Наряду с этим существует и активная индивидуальная музыкотерапия, целью которой — является преодоление коммуникативных расстройств. Она осуществляется в виде занятия психолога музыкой совместно с ребенком.
Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным.
Время занятий с ребенком 20-30 минут. Вначале занятия в качестве психологической разминки дети немного самостоятельно играют под спокойную музыку (Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» и др.).
Затем, согласно программе дети либо играют в подвижные игры типа бросания мяча, пятнашек, игры в кегли, музыка должна нести ярко выраженное положительное начало («Маленькая ночная серенада» В. Моцарта, «Трепак» из «Щелкунчика» П. Чайковского и т.д.), либо слушают музыкальную сказку и импровизируют по различным темам.
Вообще от угнетения, меланхолии можно освободиться при прослушивании произведений Л. Бетховена («К радости», 6 симфония); раздраже¬ние, гнев можно снять музыкой Р. Вагнера («Хор пилигримов») или И. С. Баха; при нервном истощении можно использовать музыку Э. Грига («Утро»), некоторые концерты А. Вивальди. Есть произведения, которые улучшают внимание, помогают сосредоточиться. К ним относятся «Времена года» П. Чайковского, «Лунный свет» К. Дебюсси, «Грезы» Р. Шумана.
На одном из занятий в ходе практики были собраны гиперактивные дети (4-5 лет), и им было предложено послушать пьесу «Мама» из «Детского альбома» П. Чайковского. Для первого занятия было выбрано именно данное произведение, поскольку оно достаточно понятное по своему замыслу, и, что очень важно, небольшое по времени звучания. Всё же дети не смогли прослушать пьесу целиком не отвлекаясь. Сразу же состоялась беседа о характере произведения. В течении нескольких следующих занятий были прослушаны различные произведения в порядке увеличения продолжительности звучания, в том числе упомянутое «Утро» Э. Грига. За это время дети научились глубже чувствовать и понимать музыку, дольше сохранять внимание, подавлять проявления агрессии; после прослушивания ведут себя более спокойно, чем обычно.
Дыхательные упражнения проводимые на занятиях улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения. Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы.
Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Эффективным приемом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы.

Очень важно для занятий:
• специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;
• использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирования;
• использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.
Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки.
При подборе произведения для слушания следует опираться на то, чтобы они отвечали двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.
Для развития слухового воображения детей в группах по 4 человека были проведены следующие упражнения:
• Ребятам предложили закрыть глаза, расслабиться, поста¬раться ни о чем не думать (ощущение «пустоты» в голове), затем ударили по барабану палкой (можно мячом о пол). Дети должны были «повторить» этот звук в своем воображении, «увидеть» предмет, которым был издан звук, «ощутить» прикосновение к нему.
• Ребенок должен напеть про себя знакомую мелодию и ощутить, что она «разливается» по всему телу. Затем «услышать» другую мелодию и постепенно «вытеснить» первую, «распространяя» новую мелодию по всему телу.
• Собрав множество различных предметов, «поселили» их в «сундучке ощущений»: ключи, небольшие камни в кружке или стакане, шишки, ложки. Можно использовать все, что шуршит, звенит. Детям предлагалось сначала описать характер звука, а затем попытаться узнать, что за предмет «звучал». Такая работа позволяет детям ощутить энергию звука и научиться слушать и слышать себя. Тогда они легко смогут научиться слушать и слышать музыку.
Наряду со слушанием музыки использовались и пение (вокалотерапия, хоровое пение), и танцы (хореотерапия).
Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущество групповой вокалотерапии состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент «анонимности» чувств, «укрытости» в общей массе, что создаёт предпосылку к преодолению расстройств контакта, к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.
Пение должно быть ориентировано на народные песни. Используя песни предпочтительно оптимистического характера, а также такие, которые побуждают к размышлению и глубоким переживаниям. Песни подбираются в соответствии с настроем группы. Размещение группы – замкнутый круг. Ведущий поёт вместе со всеми. Когда достигается определённое состояние группы, каждому участнику предоставляется возможность предложить песню, выдвинуть запевалу. Запев связан для многих с преодолением застенчивости, так как запевала попадает в центр внимания.
Данные занятия проводятся совместно с музыкальным работником, который даёт необходимые консультации.
Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя таким образом формированию мировоззрения учащихся, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы.
Наряду с песней на занятиях применяются элементарные мелодические и ритмические импровизации, которые сводятся к упражнениям в напряжении и расслаблении. Произносятся гласные, выражающие удивление («А»), уклонение, содрогание («У»), расслабленность («О»), воспроизводятся вздох, зевота, потягивание. Следующий шаг — выражение телесных чувств, например, удовольствия, радости, вызываемых расширением объёма груди, расслабленностью мускулатуры.
Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями, а также импровизация свободного танца под звуки классической музыки. Танец является формой социального контакта, через танец улучшаются способности к взаимоотношению, взаимопониманию терапевтическую ценность представляют ритмические колебательные движения под музыку в три такта.
Танцевально-двигательная терапия может служить мостом между миром сознания и бессознательного. С помощью танцевально-двигательной терапии ребёнок может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей индивидуальности в контакте с другими детьми. Танцевально-двигательная терапия – это единственный вид терапии, где используется очень много свободного пространства.
В групповой форме процесс танцевально-двигательной терапии основан на том, что психолог направляет спонтанность движений участников, развивает их. Типичная групповая сессия включает в себя 3 части: разогрев, его развитие и завершение.
Разогрев помогает включиться в группу, лучше почувствовать свое состояние, центрироваться. Эмоциональные состояния детей выражаются и развиваются более полно на телесном уровне, интегрируя мысли, чувства и действия. В результате разогрева дети обычно чувствуют расслабление, координированность и готовность двигаться. Разогрев также способствует началу осознавания своих чувств и мыслей и их связи с телом и движениями. (Например: вытягивание плечей и рук может развиться в толкающее движение, связанное с желанием вытолкнуть что-то прочь, неприятную ситуацию или человека, с кем это связано). Повторяя и усиливая движения, психолог помогает каждому ребёнку осознать чувства через обратную визуальную связь. Двигательное поведение расширяется в танце, помогая осознаванию конфликтов, желаний, и может способствовать проживанию негативных чувств и освобождению от них. Здесь психолог должен быть очень чувствительным к происходящему в группе, чтобы не было эмоциональной и физической перегрузки, которая ведет к сопротивлению работе. Психолог помогает привести процесс движения к завершению (3 часть группового процесса) с помощью вербальной обратной связи.
Главной целью хореотерапии являются: активизация тела для того, чтобы помочь ребёнку обнаружить полностью напряжения и конфликты, развить больше возможностей тела для получения опыта чувства телесной свободы и координации.
Хотелось бы отметить, что эти формы работы с ребенком просты и доступны в обстановке любого детского сада, где имеется соответствующее помещение и аудиоматериалы.
Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве. Удивительно, но некоторые дети могут почувствовать музыку гораздо тоньше, чем взрослые, и совершенно с неожиданной стороны. «Какая русская музыка!» — воскликнула пятилетняя девочка во время слушания увертюры к «Майской ночи» Римского-Корсакова. — «Почему ты думаешь, что русская? Ты же не слышала еще ни одной русской песни?» — «Взрослые этого не чувствуют. Дети — они все знают». — «Но все-таки: почему русская?» — «Потому что добрая». Не зря говорят: устами младенца глаголет истина.
Таким образом занятия проводятся по двум направлениям:
первое — воспринимающая деятельность, когда малышу поют, играют на
инструменте, а он слушает;
второе — строится на методе «освобождения творческих сил», благодаря
этому ребенок творит в музыке, танцует, импровизирует
мелодии голосом, рисует.
Психолог (иногда вместе с музыкальным работником) помогает развитию художественно-творческих представлений детей, создает соответствующую атмосферу, подбирает музыкальный репертуар, учитывая при этом потребности, переживания, желания детей.
Таким образом, развитие и коррекция эмоциональной сферы дошкольников посредством творческого самовыражения и применения методов игровой, музыкальной и арт-терапии позволяет решить следующие задачи:
• Во-первых, через изотворчество осуществляется психологическая диагностика, т.к. содержание и стиль художественной работы предоставляет огромную информацию об авторе, его характере, психическом состоянии и способах взаимодействия с окружающим миром. Кроме того, терапия изотворчеством позволяет глубоко изучить фантазирование и воображение ребенка, пробудить его творческие силы, спонтанность, оригинальность.
• Во-вторых, использование элементов художественно-эстетической деятельности делает возможным выражение детьми агрессивных чувств в социально-приемлемой манере, т.к. рисование, живопись красками или лепка, являются безопасными способами разрядки напряжения. Поэтому на своих занятиях я предлагаю излишне возбужденным детям рисование на свободную тему. И сцены драки или войны находят воплощение в рисунках, импровизациях, а не в реальной жизни.
• В-третьих, через творчество происходит осознание ребенком собственных желаний, потребностей и планов, развивается их внимание к чувствам, усиливается ощущение собственной личностной ценности, повышается художественная компетентность.
• В четвертых, воздействие музыки, импровизация, ассотиативное рисование и другие используемые на занятиях методы способствует снятию психоэмоционального напряжения, поднимают жизненный тонус, улучшая и сохраняя психологическое и физическое здоровье ребенка.
Практический материал для работы с детьми

Примерное занятие
(для детей 5—б лет)

Цель: научить детей адекватно проявлять свои эмоции и чувства,
произвольно напрягать отдельные группы мышц,
выразительно переда¬рить характер эмоций,
развить саморегуляцию и самоконтроль, умение переключать
внимание, сформировать нравственные качества.

1-я часть. Зарядка позитив¬ного внушения

Ведущий. Доброе утро! Дети, я рада вас видеть. У нас сегодня
необычное приветствие. Все вместе бежим по кругу вправо.
Пожалуйста, не мешайте друг другу, не толкайте своих
товарищей. Бежим так быстро, как только вы можете
(3 мин.).

Как только вы услышите, что зазвучала спокойная музыка,
Остановитесь. Выберите в зале любое место и ложитесь на
ковер на спину, раскинув в стороны ручки и ножки, как
звездочка, чтобы вам никто не мешал.

Закройте глаза. Сделайте вдох — выдох. Представьте себе, что
в жаркую погоду вы лежите на поляне, в мягкой, густой траве.
Рядом с вашими ручками и ножками плещутся холодные
ручейки. Вы решили освежить свои ручки в одном из них.
Делаем вдох и изо всех сил тянемся кончиками пальцев рук к
ручейку. Выдох — расслабляем ручки. Еще раз делаем вдох и
тянем, тянем ручки к воде. Выдох — расслабляем ручки. Вам
очень хорошо и приятно. Вам хочется дружить друг с другом,
играть вместе, заниматься.

А теперь одновременно ручками тянемся к одному ручейку, а
ножка¬ми к другому. Все ваше тело растягивается так сильно,
что даже чуточ¬ку дрожит. Вдох — выдох, расслаби¬лись. И
еще раз повторим это упражнение. Считаем до пяти и
открываем глазки.

2-я часть. Педагог называет имя ребенка, который садится на стул
первым. Далее сидящий, называет того, с кем бы хотел
сидеть рядом. Дети берутся за руки и пропевают: «Добрый
день», при этом пожимая друг другу руки.
Игра «Тишина». По сигналу педагога дети машут руками, топают
ногами, рычат, мычат и т.д. По хлоп¬ку в ладоши
должна наступить ти¬шина. Педагог дает установку в
игре не мешать друг другу.

Игра «Зеркало». Детям разда¬ют зеркала. Они изучают мимику своего
лица в зависимости от эмо¬ционального состояния:
— улыбнуться, подмигнуть, спросить детей, что
означает это состояние;
— сдвинуть брови, нахмуриться (сер¬жусь);
— брови вверх, глаза расширены, рот раскрыт (испуг);
— брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены,
туловище согну¬то (боль).

Игра «Танцующие ручки». Рисование цветными мелками обеи¬ми
руками на бумаге. Глаза закрыты, руки
двигаются в такт музыке. Рас¬смотреть
рисунки и определить, что нарисовано.

3-я часть. Тренинг с моделиро¬ванием стандартных ситуаций

Детям для рассматривания пред¬лагается набор сюжетных картинок конфликтного содержания. Дети ре¬шают, как правильно поступить:
все едят конфеты, а один — нет;
все играют с игрушками, а один — нет;
все смеются над малышом, кото¬рый плачет.
Ситуация и способы выхода из них разыгрываются с детьми.

4-я часть. Снятие эмоцио¬нального напряжения
(мышеч¬ная тренировка)

«Кулачки»: пальцы сжать в кулачки. Напрягая мышцы кисти,
предплечья, плечи, согнуть руки в локтях на уровне плеч.
Опустить руки, расслабиться.

«Веер»: сжать руку в кулак, быстро выпрямиться, развести пальцы веером;

«Машем крыльями»: расслабить кисть, покачивая ею на весу с
упором на локоть. Выполни и переменно
правой и левой рукой

«Тряпичная кукла»: замирание в позе на «навытяжку». Полное
расслабление всего тела, «провисание»;

«Цыпочки»: пальцами стопы надавливать на пол, чередуя напряжение
с расслаблением;

«Петушок»: ходьба с высоким подниманием коленей и вытягиванием
вниз ступней ног при напряженный мышцах с
последующим расслаблением мышц при опускании ног.

5-я часть. Традиционное прощание

Ведущий. Встаньте в круг, послушайте, как бьется сердце – оно
большое и доброе. Его любви хватит всем.

Примеры упражнений для работы с гиперактивными детьми.

Упражнение «Слон»
Одна рука вытянута вперед — это «хобот», плечо этой руки прижато к уху, ноги на ширине плеч и слегка согнуты в коленях. Слон рисует «хоботом» большую восьмерку в воздухе, следя глазами за кончиками пальцев руки. Упражнение выполняется сначала одной, а затем другой рукой. Усложнение задания — рисовать восьмерки разными цветными фломастерами.

Упражнение «Ленивые восьмерки»
По команде ведущего, участники сжимают руку в кулак и выставляют большой палец вверх. Затем на уровне глаз начинают описывать в воздухе большую восьмерку, при этом не поворачивая головы следят за пальцем глазами Движения выполняются правой, затем левой рукой, затем правой и левой сцеп ленными руками.

Все упражнения с пальчиками, так называемая «пальцевая гимнастика», направленная на развитие мелкой моторики руки и оказывающая благоприятное влияние на развитие высших психических функций.

Блок упражнений в положении лежа на снятие мышечного тонуса («раскачивания», «постукивания», по спине мячом и т.п.), для проработки верхнего пояса, нижнего пояса («велосипед»).

Несколько упражнений для нижнего пояса.

Упражнение 1. Ребенок лежит на спине, психолог сидит на боль¬шом мяче. Задача ребенка сбросить взрослого с мяча, работая при этом ногами в ритм, например: «А — ты — ба — ты шли сол — да — ты…»). Увеличивая темп — вли¬яем на изменение временных и пространственных представлений.

Упражнение 2. «Морская звезда». Ребенок лежит на спине, руки и ноги в стороны. Взрослый подкатывает к ребенку мяч, ребенок должен захва¬тить его либо рукой — ногой, либо рукой — головой, либо ногами, либо руками.

Упражнение 3. Ребенок лежит на спине. Руки, ноги, язык, глаза по¬вернуты в правую сторону; по команде ребенок меняет это положение в левую сторону. Затем ребенок поворачивает глаза и ноги в одну сторону. По команде ребенок меняет положение. Таким образом, данное упражнение состоит как бы из двух частей. Необходимо для лучшего закрепления повторить каждую часть упражнения 5-6 раз, а затем все упражнение в целом.

Запись опубликована в рубрике Психолого-педагогическая служба. Добавьте в закладки постоянную ссылку.