Психогимнастические упражнения (этюды)

Содержание этюдов не читается де¬тям, ситуация эмоционально переска¬зывается. Это лишь основа для созда¬ния множества вариантов на заданную тему. Можно, например, проиграть си¬туацию, которая произойти в группе (классе) или сюжет, почерпнутый из прочитанной сказки.
Герои (мальчик, девочка) обозначены в этюдах условно: в зависимости от того, кто проигрывает упражнение, можно менять героя, даже присваивая ему имя игравшего ребенка.
Не стремитесь к одному, «правиль¬ному» изображению того или иного на¬строения (эмоции). Дайте возмож¬ность детям проявить себя, свою ин¬дивидуальность. Пусть каждый создаст свою версию, обсудите с ними, у кого наиболее ярко передано настроение, по¬чему, какими средствами. Самовыражайтесь вместе с детьми!

Новая кукла (этюд на выражение радости)
Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

Баба-Яга (этюд на выражение гнева)
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девоч¬ку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, но¬гами топает, кулаками размахивает.

Фокус (этюд на выражение удивления)
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кош¬ки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Золушка (этюд на выражение печали)
Золушка возвращается с бала. Она очень печальна: девушка больше никогда не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…

Один дома (этюд на выражение страха)
Мама-енотиха ушла добывать еду, крош¬ка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке-еноту страшно: а вдруг на него кто-нибудь напа¬дет, а мама не успеет прийти на помощь?

Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса)
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петухом, и подслушивает о чем они говорят.

Кот Васька (этюд на выражение стыда)
Хозяйка испекла испекла сметанный пирог к празднику и пошла нарядиться. Кот Васька прокрался на кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала па шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно

Соленый чай (этюд на выражение отвращения)
Мальчик смотрел телевизор. Он налил в чашку чай и вместо сахара насыпал по ошибке соль помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!

Новая девочка (этюд на выражение презрения)
В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье,
и держала в руках красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей — недостойными ее внимания. Они смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы.

Дальше этюды могут усложняться.
Во-первых — можно проигрывать с детьми этюды, в которых эмоции сменяют друг друга: удивление – страх, боль — радость, презрение – стыд; вторых — проигрывать этюды в которых несколько участников взаимодействуют, переживая различные эмоции: один сердится – другой пугвается.

Ниже приведены примеры таких этюдов.

Про Таню (горе — радость)
Наша Таня громко плачет. Уронила и речку мячик. Тише, Танечка, не плач. Не утонет в речке мяч.

В лесу (внимание – страх – радость).
Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулмся – никого нет. Он стал прислушиваться не слышно ли голосов (внимание). Вроде он слышит какой0то шорох, потрескивание веток, а вдруг это волк или медведь (страх)? Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей — они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой (радость)

Гадкий Утенок (презрение и печаль)
На птичьем дворе появилась утка с утята¬ми. Все утята были обычными, а один уте¬нок какой-то неуклюжий, с длинной шеей. Все птицы невзлюбили Гадкого Утенка, они надменно говорили: «Какой он гадкий!» (пре¬зрение). Даже его мать-утка часто повторяла: «Глаза бы на тебя не глядели.’» Утки щипали его, а куры клевали, а девушка, кото¬рая давала птицам корм, толкала его ногою. А утенок очень переживал такое несправед¬ливое отношение к себе, ему было очень гру¬стно, что у него нет друзей (печаль).

Дуремар и Тортилла (презрение и гнев)
Пришел Дуремар к пруду и встретил там черепаху Тортиллу. Захотел он ее поймать, а черепаха просит: «Отпусти меня!» Дуремар и отвечает: «Ах ты, плавучий чемодан, глупая тетка Тортилла, чем ты можешь от меня откупиться. Разве своей костяной крышкой, куда прячешь лапы и голову. Я бы продал ее на гребешки» (презрение). Рассердилась черепаха на такие грубые слова и говорит: «Клянусь — ни ты и никто другой не получит волшебного ключика! Его получит только тот. кто заставит все население пруда просить меня об этом!» (гнев).

Дюймовочка и Майский Жук (отвращение и гнев)
Майский Жук перенес Дюймовочку с листка кувшинки на ветку дерева. Она ему очень понравилась, и он решил жениться на ней. Но Дюймовочке совсем не понравился жених: он был такой толстый, блестящий и очень непри¬ятный (неприязнь, отвращение). Она совсем не хотела быть его женой! Жук рассердился на нее за это, затопал всеми шестью лапами и. слетев с дерева, опустил ее на ромашку (гнев).

Кто съел варенье? (удивление и стыд)
Мама ушла на работу, а мальчик с кош¬кой остались дома. Мальчику очень захоте¬лось попробовать вишневое варенье. Он не заметил, как съел всю банку. Когда мама вернулась, она спросила: «Кто съел варе¬нье?», на что мальчик ответил: «Кошка». Мама очень удивилась: «Разве кошки едят варенье» (удивление). Мальчику стало стыдно за свой обман (стыд).

Запись опубликована в рубрике Психолого-педагогическая служба. Добавьте в закладки постоянную ссылку.