Детский театр «Гармония»

Детский музыкальный театр «Гармония» открывает новую страницу в творчестве коллектива педагогов и является своеобразным синтезом результатов комплексной системы преподавания художественно-эстетического цикла.

Музыкальный театр «Гармония» образован в 1996-1997 учебных годах на основе анализа многолетнего опыта работы с приоритетом. Он начался с постановки оперы Н.А.Римского-Корсакова «Садко», осуществленной силами детей 6-7 летнего возраста. У истоков театра стояли Ровенко О.М., Скляр Н.А., Ширкина М.Г., Михайлова В.И., Гоценко Т.Б.

В процессе своего функционирования детский музыкальный театр решает такие задачи, как:

* совершенствование творческой базы ребенка, объединение вокального исполнения с одноименным исполнением хореографических номеров и искусством сценического движения и театральной игры;

* достижение нового уровня осмысления и освоения ребенком серьезного, «взрослого» оперно-балетного классического наследия, эмоционально-психологическое раскрепощение ребенка через музыкально-театральное самовыражение, развитие творческой фантазии и элементов сценической импровизации.

Детский театр «Гармония» — музыкальный. И в первую очередь, потому, что он детский. Ведь издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования с первых дней личностных качеств человека, его духовного мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что некоторые мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие же, наоборот, изнеживают. Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственной силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Он находит в музыке отзвуки того, что пережил, прочувствовал.

Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир ребенка. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к подлинной музыкальной культуре. В этом плане чрезвычайно важен дошкольный возраст. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Центральной проблемой и задачей функционирования детского музыкального театра является выбор репертуара. Репертуар должен быть самым разнообразным (фольклор, классическая музыка всех эпох, современная музыка). Поэтому основными принципами отбора репертуара является следующие:

* художественность музыкальных произведений,

* яркость, целостность их образов,

* динамический характер музыкального сочинения, побуждающий к движениям,

* разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки,

* соответствие сценических движений характеру, образам музыки, разнообразие движений (танцевальные, сюжетно-образные, физические упражнения).

Базовой основой детского музыкально-театрального репертуара является классические образы оперно-балетного «взрослого» театра. В связи с этим возникает еще одна новая сложнейшая проблема – адаптация и высокохудожественная переработка классических музыкальных партитур для детского вокально-хорового исполнения и сценического воплощения.

В процессе решения вышеуказанных проблем коллектив педагогов раскрывает различные стороны художественного и эмоционально-психического восприятия детьми дошкольного и младшего школьного возраста той или иной образности и средств художественной выразительности классических образов музыкально-театрального искусства, определяет наиболее эмоционально близкие детскому художественно-музыкальному мировосприятию произведения русской и западноевропейской музыкальной классики.

Прослеживаются наиболее четкие контуры музыкально-театральной драматургии, которые могут быть положены в основу будущего музыкально спектакля, осуществляется предварительный отбор вокально-хорового материала.

Особой областью изучения детьми классического музыкального наследия является балетный жанр, который представляет сложность для детского музыкально-художественного восприятия в силу отсутствия слова. Для этого используется синтезирующий метод привлечения различных видов искусства (живописи, архитектуры, литературы, поэзии, хореографического искусства, декоративно-прикладного искусства, искусства книжной иллюстрации, истории костюма и т.д.) и установления между ними многообразных и ассоциативно-художественных взаимосвязей.

Детский музыкальный театр «Гармония» имеет следующие уникальные особенности:

* участие в одном спектакле детей разных возрастов от 4 до 10 лет включительно, что делает первоочередной задачу певчески-хорового объединения детей разного возрастного уровня («подтягивание» в живой певческой практике старшими детьми общемузыкальных и вокальных возможностей детей младшего возраста);

* подготовка и обязательное участие всех детей в музыкальном театре, независимо от их музыкальных, пластических, речевых и сценических способностей;

* акцент на вокально-хоровой стороне спектакля, изначально определяющий и формирующий всю его музыкальную и сценическую драматургию;

* адаптация и высокохудожественная переработка классических музыкальных партитур для детского вокально-хорового исполнения и сценического воплощения;

* отсутствие специальных театральных сценических приспособлений в постановках детских музыкальных спектаклей: усилителей звука, микрофонов, специального освещения, кулис, занавеса;

* привлечение родителей к практической деятельности в детском музыкальном театре: доведение до их сознания важности и особого значения общеэтического развития ребенка, введение родителей в единую эмоциональную театрально-художественную сферу деятельности музыкального театра, посещение с детьми классических оперно-балетных постановок, изготовление костюмов, разучивание и домашнее репетирование ролей, совместное обсуждение рабочих репетиций и премьер.

Вокально-хоровая сторона музыкального спектакля является наиболее «демократичной» и дает возможность совместного исполнения отдельных классических хоров и арий детьми вместе с родителями на открытых уроках при предварительном ознакомлении их со словесными текстами. В результате деятельности детского музыкального театра «Гармония» происходит развитие и повышение общекультурного музыкального уровня не только детей, но и родителей и создается возможность образования единого художественного коллектива, включающего детей, педагогов и родителей.

В детском музыкальном театре «Гармония» силами семилетних детей в 1998 году была осуществлена постановка сцен из оперы П.П.Бородина «Князь Игорь». В 1998-1999 году показали сцены из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» и юбилейный спектакль к 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина по мотивам оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила». В 2000 году был поставлен спектакль на основе музыки балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро». В 2001 году осуществлена постановка музыкально-хореографической сказки «Спящая красавица» по одноименному балету П.И.Чайковского. В 2002 году – оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин» и оперы Н.А.Римского –Корсакова «Ночь перед Рождеством». В 2003 году готова к премьере новая постановка оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила».

Таким образом, во время работы в театре создаются такие эмоционально-психологические условия, которые позволяют ребенку самому, по внутреннему желанию и заинтересованности, участвовать в создании музыкальных образов, которые с самой первой встречи воспринимаются как свои, близкие и понятные. Это во многом позволило создать к настоящему времени уникальный репертуар, а также условия его дальнейшего жанрово-образного расширения. Педагогический коллектив музыкального театра «Гармония» вместе с детьми находится в постоянном творческом поиске.