Современные подходы к реализации принципа преемственности в условиях образовательного учреждения инновационного типа

Заместитель директора

по научно-методической работе

МОУ «Прогимназия» Ковтун Е.В.

 

МОУ «Прогимназия» г. Королёва — это образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного        возраста от 3 до 10 лет с приоритетным осуществлением художественно-эстетического воспитания.

Прогимназия представляет собой принципиально новый тип учебного заведения, позволяющий, на наш взгляд, правильно организовать фундаментальное образование детей с младшего возраста, обеспечивая целостность и непрерывность дошкольного и начального образования.

В связи с этим, стратегическим направлением образовательной политики прогимназии является преемственность учебно-воспитательного процесса.

В рамках реализации Программы развития (2004-2009) педагоги прогимназии работают над проблемой: «Формирование единого образовательного пространства в системе преемственности».

На основании анализа нормативно-правовой базы, а именно:

  • Концепции модернизации российского образования
  • Национальной доктрины образования в РФ до 2025 года и др. были обозначены приоритетные подходы к реализации принципа преемственности.

Актуальность рассмотрения данной проблемы на современном этапе объясняется включением к 2008 году в систему общего образования предшкольной ступени, рассчитанной на детей 5-6 лет. Согласно статистике около 45% детей старшего дошкольного возраста не посещают ДОУ. Педагогическая практика прогимназии показывает, что именно эта часть неорганизованных детей с трудом адаптируется к новым условиям школьной жизни.

В связи с этим, на наш профессиональный взгляд особую значимость приобретают новые требования к современному образованию детей предшкольного возраста, выражающийся в адаптивности образовательного процесса, его содержания и технологиях.

Научно-творческой группой педагогов прогимназии была разработана и апробирована модель предшкольного образования детей 5-6 лет.

Но прежде чем рассматривать данную модель, определимся с понятиями. Так что же такое предшкола.

В массе публикаций присутствуют разные словосочетания «предшкольное образование», «предшкольное обучение», «предшкольная подготовка». Это – разные сюжеты и по содержанию и по научно-методическому обеспечению. Но все они оказываются за пределами традиционно понимаемой системы дошкольного образования.

Имеется огромный опыт по подготовке детей к систематическому обучению и у школ, и у детских садов. Однако отсутствует единая система требований к этой подготовке.

В связи с этим, главным   позитивным смыслом введения предшколы является гарантия доступного качественного образования всех детей старшего дошкольного возраста, обеспечение им единого старта в преддверии школы.

Итак, целью построения нами модели предшкольного образования является развитие социально-адаптированной личности ребенка, формирование его готовности к систематическому обучению.

Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:

  • Сохранение психического и физического здоровья ребенка.
  • Формирование познавательной культуры и эрудиции.
  • Развитие эмоционально-положительного отношения к школе.

 

 

Следует отметить, что базисное содержание модели предшкольного

образования включает основные линии развития ребенка: физическое, познавательное, социальное, эстетическое.

При этом, особое значение приобретает индивидуальный педагогический маршрут каждого ребенка, который проектируется на основе комплексного взаимодействия педагогов, психологов и логопедов.

 

Модель предшкольного образования прогимназии представлена тремя блоками:

  1. Здоровьесберегающая развивающая среда.
  2. Инновационные педагогические технологии.
  3. Программа обучения и развития.

 

Первый блок модели – это построение здоровьесберегающей     развивающей среды. Оптимальные условия развития обучения и воспитания предшкольников строятся на основе:

  • Принципа психологической комфортности, обеспечивающий эмоционально-комфортные условия образовательного процесса.
  • Принципа деятельности способствующего развитию поисковой самостоятельности ребенка.
  • и принципа творчества, направленного на развитие креативных качеств личности.

Следует отметить, что образовательная среда прогимназии построена на основе единых организационных требований и расширена двумя инновационными компонентами. Это так называемое пространство «Экологии детства», позволяющее ребенку наиболее успешно адаптироваться к новым условиям школьной жизни. И специально организованное пространство, учитывающее художественно-эстетическую направленность прогимназии – «Ребенок в мире искусств».

Второй блок модели предшкольного образования представлен инновационными педагогическими технологиями, разработанными нашими педагогами. К ним относятся: «Технология Ступенчатого вхождения», «Технология сенсомоторного развития» и «Технология детского музыкального театра». Наиболее актуальной для неорганизованных детей является «Технология Ступенчатого вхождения», обеспечивающая комфортное погружение ребенка в новую среду. С помощью ширмы-трансформера взаимодействие ребенка с окружающим миром проходит в несколько этапов:

  • Этап «Я + Я», когда ребенок может уединиться и заняться любимым делом.
  • Этап «Я + Ты» — это постепенное построение диалога взаимоотношений, привлечение друга к игре.
  • Этап творческого самовыражения – «Я + Мы», когда ребёнок уверенно чувствует себя в коллективе сверстников.

 

Следующей технологией предшкольной подготовки является – «Технология сенсомоторного развития», способствующая улучшению эмоционального состояния детей и активизации их мозговой деятельности. Данная технология предусматривает:

  • Занятие в сенсорной комнате.
  • Занятие тестопластикой
  • Игры с песком.

 

Важной, на наш взгляд, является «Технология детского музыкального театра», направленная на развитие творческой индивидуальности. В основе этой технологии лежит синтез предметов художественно-эстетического цикла, которые ведутся по уникальным авторским программам и методическим разработкам учителей прогимназии.

 

Третий блок нашей модели – «Программы обучения и развития».

В целях реализации базисного содержания предшкольного образования в прогимназии используются следующие программы:

  • Для детей, не посещающих ДОУ программа «Предшкольная пора» под редакцией Н.Ф.Виноградовой
  • Для детей, посещающих ДОУ программа «Школа 2100» под редакцией А.А.Леонтьева.

Помимо этих программ существуют и многие другие.

 

Следует подчеркнуть, что условием данной модели является психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, которое понимается нами, как непрерывная систематическая поддержка детей, педагогов и родителей.

Само слово сопровождение имеет процессуальный оттенок. В настоящее время в школах нет непрерывного психологического сопровождения детей. Однако, ни у кого не вызывает вопроса необходимость обучения детей математике, русскому языку, английскому с 1 класса. А вот идея формирования культуры психологической жизни человека, который около 11 лет находится в ситуации школьного обучения, оказывается недостаточно разработанной, слабо внедрённой в образовательный процесс учебных заведений. Развитие таких социально важных навыков как жизнеспособность, уверенность, самообладание в трудной ситуации, критичность и другие, требуют длительного времени и неоднократного возвращения к развитию этих понятий и умений.

Именно поэтому, психологами прогимназии была разработана система психолого-педагогического сопровождения детей предшкольного возраста.

 

Основными задачами которой являются:

  • развитие межличностных и внутригрупповых отношений;
  • поддержание и укрепление психологического здоровья учащихся;
  • сопровождение каждого ребёнка в перспективе его саморазвития.

В основе психолого-педагогического сопровождения лежит разработка индивидуального маршрута обучения и развития каждого ребёнка.

Создание индивидуальной образовательной траектории осуществляется поэтапно:

1 этап — диагностический, это изучение индивидуальных особенностей детей, их потенциальных возможностей и мотивационных факторов обучения. А также определение направлений работы специалистов разного профиля с каждым ребёнком;

2 этап — созидательный, на котором разрабатывается индивидуальный план помощи ребёнку. Психолог определяет конкретное содержание взаимодействия педагогов, психологов, логопедов. На данном этапе обязательное ознакомление родителей с полученными результатами обследований и согласование образовательного маршрута.

3 этап — практический, предполагает реализацию образовательного маршрута по составленным планам и графикам работы с ребёнком и родителями. Проводятся индивидуальные и микрогрупповые занятия с ребёнком, консультирование родителей.

4 этап — анализирующий. Анализ проделанной работы осуществляется на минипедсоветах и педконсилиумах, с целью определения динамики развития и контроля за эффективностью образовательного маршрута.

Итак, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в прогимназии способствует созданию социальной ситуации успешного развития детей 5-6 лет и обеспечивает эффективное взаимодействие всех блоков модели предшкольного образования.

Таковы основные блоки модели предшкольного образования.

Реализация данной модели в прогимназии предполагают работу групп кратковременного пребывания по следующим направлениям:

  • Группы предшкольного образования, на базе прогимназии занятия проводятся 3-4 раза в неделю.
  • Группы психологической поддержки детей – это малогрупповые и индивидуальные занятия с психологом, логопедом и другими специалистами (3 раза в неделю)
  • Семейное образование под патронажем прогимназии – это психолого-педагогическая поддержка детей и родителей в консультативном пункте прогимназии.

Естественно, что в силу возрастных особенностей предшкольников непосредственными заказчиками образовательных услуг являются родители. Поэтому максимальная открытость образовательной деятельности направлена на становление партнерских взаимоотношений с родителями.

К эффективным формам взаимодействия относятся:

  • Недели открытых занятий,
  • Дни семейных консультаций
  • Совместная проектная деятельность

Таким образом, представленная модель предшкольного образования прогимназии, на наш взгляд, отражает современные подходы к реализации принципа преемственности между дошкольным и начальным образованием, обеспечивая тем самым становление наиболее значимых качеств личности, от которых зависит желание ребенка учиться дальше.

Запись опубликована в рубрике Предшкольное образование. Добавьте в закладки постоянную ссылку.