Работа специалистов Службы с родителями является также неотъемлемой частью психолого-педагогического сопровождения и включает в себя:
родительские собрания;
целевые (тематические) заседания;
индивидуальные консультации.
В процессе непрерывного психолого-педагогического сопровождения родителей специалисты Службы имеют возможность обсуждать и развивать родительское отношение к воспитанию и обучению детей, к особенностям работы учителей, администрации, что позволит сблизить индивидуальные смысловые контексты общающихся с целью развития педагогической компетентности родителей и достижения единства в развитии, воспитании и обучении ребенка.
Параллельно психологами ведётся работа с педагогическими кадрами по следующим направлениям:
психологическое просвещение (формирование специальных знаний и навыков педагогических работников);
индивидуальные консультации;
лекции и совещания;
психологическая профилактика (активное социально-психологическое обучение);
семинары-практикумы;
тренинги.
Влияние искусства на психологическое здоровье дошкольника
О.Г. Ракитина
практический психолог
Радость творчества — прямой путь к здоровью
Психологическое здоровье – одна из важнейших характеристик личности человека, отражающая особенности психического развития на всем протяжении его жизненного пути. Особое место в развитии личности занимают периоды детства, как периоды наиболее активного обогащения эмоций, формирования эмоциональной памяти, интереса к разным сторонам жизни, определенного стиля мышления и деятельности. И основным критерием здоровья является гармония человека с самим собой и окружающей средой: другими людьми, природой, космосом.
О психологическом здоровье ребенка свидетельствует сформированность у него основных возрастных личностных образований.
Важнейшим условием формирования позитивных новообразований в младенчестве является адекватное возрасту взаимодействие с матерью. Через прикосновения, разговоры, и в первую очередь через свое собственное положительное эмоциональное состояние мать обеспечивает ребенку чувство безопасности, любви, закладывает фундамент будущей активной жизненной позиции ребенка и его уверенности в себе.
В раннем возрасте у ребенка происходит первоначальное осознание самого себя и ведущими являются потребности в уважении, признании самостоятельности ребенка. В это время во взаимодействиях появляются элементы партнерского общения и происходит усвоение первичных нравственных норм, эмоций : хорошо-плохо.
В младшем дошкольном возрасте активно развивается самооценка и происходит стабилизация Я ребенка. Значительно расширяется сфера общения за счет включения в нее сверстников и других (чужих) взрослых. В это время начинает формироваться первичная рефлексия – способность воспринимать собственные чувства
У детей среднего дошкольного возраста появляется осознанность собственных действий, появляется повышенная познавательная активность (возраст «почемучек») и интерес к другому ребенку как к своему отражению. Ребенок чаще видит в другом отрицательные черты, происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого.
К старшему дошкольному возрасту творческая активность становится ведущей потребностью ребенка, а воображение – ведущей психической функцией. В общении происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой и личностной. Через общение к концу дошкольного возраста у ребенка формируется важнейшее новообразование – эмоциональная децентрация, умение принимать во внимание чувства и мысли других людей. Эмоциональная система является регулятором поведения ребенка.
Таким образом, очень важно, чтобы в сензитивный период развития эмоциональная активность ребенка получила возможность реализации в условиях позитивного общения и соотвествующим образом организованного обучения и психологического сопровождения.
Большими возможностями по созданию предпосылок для индивидуализации и самовыражения личности располагает художественное образование. А реализация интеграции базового и художественно-эстетического образования в МОУ «Прогимназия» для детей дошкольного и младшего школьного возраста г. Королева учитывает приоритетный характер подхода к обучению, как здоровьесберегающему ресурсу, так как художественность, эстетичность — обязательный принцип здоровьесбережения.
Работа с ребенком – это процесс, который тербует осторожности и деликатности. Число методов, облегчающих детям выражения их чувств, состояний с помощью рисования, пения, драматизации, бесконечно. Н. Басина, О. Суслова считают, что, «природа ребенка и природа искусства во многом родственны, в первую очередь чувственным аспектом познания». Творческая деятельность является самым сильным средством снятия напряжения. Это особенно важно для тех, кто не может «выговориться»; выразить свои фантазии в творчестве значительно легче, чем рассказать о них. Фантазии, которые изображены на бумаге или в звуках, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в значимой для ребёнка и необычной для всех остальных форме. Поэтому наша цель – помочь ребенку научиться владеть языком искусства, как средством эмоционального развития, которое является фундаментом на котором реконструируется здание гармоничной личности.
В основе всей моей психологической работы с дошкольниками лежит здоровьесберегающий принцип, включающий в себя использование сенсорных систем ребенка, ассотиативное рисование, релаксацию, медитацию, игровые и арттерапевтические техники. Была разработана структура психологического сопровождения участников образовательного процесса прогимназии и программа по эмоционально-социальному развитию детей дошкольного возраста.