Психолого-педагогическое сопровождение семьи

Психолого-педагогическое сопровождение семьи

— Мама! Ты меня любишь?
— Когда ты хороший малыш, люблю,
А когда нехороший – не люблю.
Вздохнул.
— А я тебя всегда люблю!

Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка – это методы коррекционно-развивающей работы с детьми – поддержка, помощь ребёнку в решении задач обучения, воспитания, социализации.
Неблагополучие эмоционально-личностной сферы ребенка затрудняет интеллектуальную активность, способствует формированию у детей низкой самооценки, неуверенности в себе. Высокий уровень тревожности, как правило, сопутствует нарушениям детско-родительских отношений, школьным неврозам, характеризуя психологические проблемы детей из семей благополучных с точки зрения их социально-экономического статуса. Из практического консультирования семьи, всё чаще и чаще сталкиваешься с обеднением содержания общения в семье, дефицитом внимания, теплоты друг к другу, исчезновением действительно совместных форм полезной деятельности, интересов, общего досуга. А из бесед с детьми видишь, что большую часть времени они проводят с нянями, мало общаясь с родителями.
Место личностного и познавательного общения в семье всё больше занимают узко прагматические формы: одежда, кормление, контроль за учёбой, за режимом. Поощрение сводится к материальным благам. Обеднение и формализация контактов с родителями в сочетании с повышенной требовательностью к ребёнку провоцирует у детей неуверенность в своих силах, стойкое эмоциональное неблагополучие, негативизм, аффективные реакции, отрицательные формы самоутверждения, создают серьёзные смысловые барьеры в понимании требований взрослых, т.е. конфликт разрастается, осложняет жизнь детей и родителей. Взрослые иногда сами провоцируют психологическую дезадаптацию детей.
Исходя из выше обозначенных социологических проблем развития семьи, ребёнка, проводится индивидуальная, групповая работа по возрастно-психологическому консультированию, направленная на психолого-педагогическое просвещение, пропаганду психологических знаний:
профилактика отклоняющегося поведения детей;
профилактика отклонений от норм психофизического развития ребёнка;
разработка рекомендаций по коррекционной работе с семьёй;
рекомендаций по организации коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими проблемы в развитии.
В процессе консультирования специалист помогает выявить причины жизненного неблагополучия ребенка: сущность проблемы, почему она возникла, что предшествовало её появлению. Совместно с ребенком психолог создает картину будущего благополучия, которое тот может достичь, если сам найдёт и примет решение. Помогает выстроить свою жизненную стратегию.
Возрастно-психологическое консультирование представляется в виде айсберга, где верхушкой является поведение ребёнка и обеспокоенного этим поведением близкого взрослого, а нижней частью – все компоненты детского бытия, которые мы привыкли объединять термином «социальная ситуация развития».
Цель консультирования родителей – раскрыть концепцию воспитания собственного ребёнка, который совершенно не похож на других, даже в своих ошибках, оригинален, безгранично талантлив. Ориентировать родителя в проблемах ребёнка и в самом себе, а ребёнка – в позиции и поведении родителей и во всей сложившейся вокруг ситуации.
Основные формы коррекционно-развивающей работы:
индивидуальная работа с семьёй и ребёнком по развитию детско-родительских взаимоотношений;
организация совместной досуговой творческой деятельности (конкурсы, праздники, выставки, экскурсии);
оказание адресной социально-правовой, психолого-педагогической помощи родителям, у которых дети с особыми нуждами;
проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста и их родителями по социально-эмоциональному развитию, подготовке к школе;
коррекционно-развивающая работа по формированию эмоциональной стабильности и положительной самооценки через организация творческой деятельности средствами сказкотерапии, игротерапии, музыкотерапии.
«Сказка – писал Сухомлинский, — развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра».
Использования сказок и выдуманных историй позволяет проводить коррекцию поведения, способствует повышению личностной самооценки ребенка, раскрывает его чувства и мотивы поведения. Театр – это и метод усиления связи между матерью и ребенком, пошаговая система исправления поведения ребенка.

Запись опубликована в рубрике Психологическая помощь. Добавьте в закладки постоянную ссылку.