Целью преподавания предметов художественно-эстетического цикла в МОУ «Прогимназия» является достижение такого уровня нравственного, эстетического и духовного развития детей, который позволяет каждому обучаемому ребенку уже в самом раннем возрасте приобщиться к классическому мировому искусству, выработать на этой основе свое индивидуальное творческое восприятие окружающей действительности и непреходящие критерии подлинных нравственно-духовных ценностей, а также максимально развивать заложенные от природы способности и естественное стремление ребенка к свободному творчеству, самовыражению.
В прогимназии сформирована уникальная по всеохватности и эффективности решаемых творческих задач комплексная система преподавания предметов художественно-эстетического цикла. Данная система развивается по следующим направлениям: история и культура, музыкальная эстетика, эстетика живописи, музицирование, хоровое пение, хореография, прикладное мастерство, музыкальный театр.
Комплексная система разработана на основе анализа многолетнего опыта преподавания предметов художественно-эстетического цикла и уникальных методических разработок преподавателей, реализованных в учебном процессе в виде индивидуальных авторских программ. Особенностью системы является тесная межпредметная взаимосвязь с использованием разнообразных форм психологической адаптации детей различного возраста к учебному процессу с акцентом на игровые формы преподавания.
Методика наших уроков базируется на таких «несуществующих» для традиционного подхода понятиях, какими является радость, удовольствие, эмоциональная приподнятость и психологическая раскрепощенность детей при различных формах соприкосновения и общения с большим искусством. Это позволяет пробудить и поддерживать у детей подлинный интерес к классическому искусству в его разнообразных видах, стилях, жанрах и исторических эпохах.
Преподавание основывается на эмоционально-психических особенностях мировосприятия детей определенного возраста. Чем меньше возраст ребенка, тем конкретней его мышление, тем более разработаны прямые образно-художественные взаимосвязи между музыкальным и программно-литературными планами изучаемого произведения.
По мере взросления детское мировосприятие расширяется и постепенно допускает при образно-слуховом освоении определенных музыкальных произведений введение все более обобщенных элементов художественного мышления. Также усиливается понимание взаимосвязи искусства: музыки – поэзии и литературы – живописи – архитектуры. Если в раннем возрасте взаимосвязь ограничивается сюжетными рамками, то начиная с 5 лет доступным становится восприятие общности между разными видами искусства, а также восприятие общих закономерностей исторических эпох.
Этапы освоения предметов эстетического цикла тесно связаны с тремя возрастными уровнями обучаемых:
* 1 уровень
Дети 3–4 лет. Специфика комбинированных уроков состоит в совместном использовании хорового пения, кукольного театра, хореографии, развития речи, математики, изобразительного искусства, предмета «окружающий мир», игры на музыкальных инструментах. Уже с четырехлетнего возраста отдельные группы детей вводятся в избранные сцены «большого» классического детского спектакля.
* 2 уровень
Дети 5–6 лет. К 6 годам дети самостоятельно участвуют в спектаклях, постановках.
* 3 уровень
Дети 7–10 лет. Силами детей данного возраста полноценно воплощаются различные жанры оперно-балетной музыкальной классики.
В процессе работы у детей формируется система художественного мировоззрения, опирающаяся на образы музыки, литературы, поэзии, живописи, архитектуры и музыкального театра складывается художественно-ассоциативное мышление, основанное на взаимосвязи между различными видами искусства: музыкой – литературой и поэзией – живописью и другими видами изобразительного искусства. Все это способствует достижению главной цели обучения в прогимназии.