Логопед

Одним из эффективных средств коррекции речи является логоритмика. Во время логоритмических занятий логопед не только корректирует звукопроизношение, но и развивает просодическую сторону речи, общую и мелкую моторику, слуховое внимание, фонематическое восприятие. На логоритмических занятиях формируется слоговая структура и звуконаполняемость слов, развивается речевая и двигательная память. Поскольку логоритмические занятия, как правило, бывают тематическими, то идет планомерная работа над обогащением словаря и развитием связной речи. В специализированном саду занятие по логоритмике проводит музыкальный руководитель или логопед, владеющий музыкальным инструментом. А что делать, если сад общеразвивающего или комбинированного вида? Стоит ли отказываться от такого эффективного средства логопедического воздействия. В условиях ДОУ общеразвивающего типа трудно организовать отдельные занятия по логоритмике, но логоритмику можно использовать и как фрагмент занятия. В этом случае мы опираемся на деление средств логоритмики на музыкально-двигательные и двигательно-речевые, предложенные Г.Р.Шашкиной [1].

К музыкально-двигательным относятся :
1. Ходьба
2. Упражнения для мышечного тонуса
3. Упражнения на развитие мелкой моторики.
4. Упражнения на развитие чувства ритма.
5. Упражнения с элементами танца.
6. Заключительные упражнения.

К двигательно-речевым средствам логоритмики относятся:
1. Упражнения на развитие фонационного дыхания.
2. Упражнения на развитие голоса.
3. Упражнения на развитие артикуляции и дикции.
4. Упражнения на развитие координации движений и речи.
5. Упражнения на развитие речевого внимания.
6. Пение.
7. Упражнения на развитие мелкой моторики.
9. Упражнения с предметами.
10. Речевые упражнения.

В условиях ДОУ общеразвивающего типа, когда логопедическую помощь дети получают на дошкольном логопункте, музыкально-двигательные средства логоритмики используются на музыкальных занятиях, как фрагмент занятия. Двигательно-речевые средства логоритмики используются на общеразвивающих занятиях и занятиях психолога также, как фрагмент занятия. Логопед проводит логоритмическое занятие раз в неделю, используя при этом и музыкально-двигательные и двигательно-речевые средства логоритмики. Часто логопед не владеет музыкальным инструментом. Это не должно быть препятствием в использовании логоритмики. Можно использовать записанные мелодии, хотя на первых порах лучше использовать во время ходьбы стихотворные тексты, так как у ребенка темп движений индивидуален и может быть кто-нибудь из детей не будет успевать за заданным музыкальной записью темпом. Поэтому мы используем стишки и потешки во время ходьбы.
Например, при быстрой ходьбе логопед читает стишок:
Маленькие ножки
Бежали по дорожке

А при медленной ходьбе с высоким подниманием колена:
А большие ноги
Шагали по дороге.

Во время перестроений используем стихотворение А. Барто
Левой, правой,
Левой, правой
На парад идет отряд,
На парад идет отряд,
Барабанщик очень рад,
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.

Во время ходьбы логопед может читать стихотворения Д. Хармса Миллион, Г.Виеру Ежик и барабан.
Для ходьбы с ускорением потешки:
1. Ели- ели- ели- зар
едет, едет на базар
А с базара, а с базара
Не догонишь Елизара

2.Мчится,едет паровоз
Чух-чух-чух
Чух-чух-чух
Мимо сосен и берез
Чух-чух-чух
Чух-чух-чух,
А веселые вагоны
Чух-чух-чух
Чух-чух-чух
Все считают перегоны
Чух-чух-чух
Чух-чух-чух — у.у.у…….

Во время ходьбы можно использовать упражнения на развитие речевого внимания, предложенные Г.А. Волковой [2]. Игра Оп-Хлоп-Стоп: дети идут маршем по кругу. Логопед во время марша говорит: «Оп». Дети должны остановиться и подпрыгнуть. На слово хлоп остановиться и хлопнуть, а на слово стоп остановиться.

На развитие статической координации можно выполнить упражнения Цапля и Сова. Во время чтения стишка:
Цапля важная,носатая
Целый день стоит ,как статуя
дети стоят на одной ноге, согнув поднятую в коленке.

А во время стишка:
Сова,сова ,совиные глаза
На суку сидит,во все стороны глядит
Да вдруг как взлетит
дети стоят на носочках с закрытыми глазами, поворачивая голову вправо и влево.

Дети очень любят игры на развитие координации и речевого внимания.
— Послушайте и выполните задание:
Левую руку на голову.
Положите правую руку на левое плечо.
Положите левую руку на голову, а правую руку спрячьте за спину.

— Делай, что говорю, а не то, что показываю. Логопед дает инструкцию. Например, поднимите руки, а сам выполняет инструкцию неправильно: руки опускает или прячет за спину.

— Делай, что показываю, а не то, что говорю. Дети должны повторить за логопедом движение, а не выполнить словесную инструкцию.

Для развития мелкой моторики мы использует традиционные пальчиковые игры и массажные мячики,сопровождая эти упражнения стихотворным текстом. Например,
Месим, месим тесто — сжимаем массажный мяч в правой руке;
Есть в печи место — перекладываем в левую руку и сжимаем;
Испечем мы каравай — несколько раз энергично сжимаем мяч обеими руками;
Перекладывай,валяй — катаем мяч ладошками.

Упражнения для развития темпа можно проводить как под музыкальную запись-движение с изменением темпа, так и устно. Например, дети проговаривают стишок, сопровождая послоговым отстукиванием, а слова хлоп — хлопком, топ — ударом ноги, стоп — опусканием рук вдоль тела.
Опа-опа
Оп-оп
Опа-опа
Хлоп-хлоп!
Опа-опа
Топ-топ!
Опа-опа
Стоп!

Упражнения на развитие силы голоса предполагают произнесение звуков, слогов, слов и предложений тихо и громко. Для этого очень хорошо использовать упражнения фонетической ритмики, когда произнесение звуков сопровождается определенным движением тела и рук. На звук А — руки в стороны, на звук О — пальцы соединить над головой, положение рук напоминает букву О. На звук У — сжать кулаки, выставив большие пальцы и вытянуть руки вперед. На звук Ы — руки прижать к туловищу, сжав ладони в кулаки перед грудью, с усилием раздвигать руки в стороны, как бы растягивая пружинку. На звук И — ладони вперед, как бы толкая стену. На звук Э — руки опустить вниз. Гласные звуки произносятся сначала тихо, а затем громко: а О У И Ы Э Э Ы И У О а. Очень хорошо использовать движения фонетической ритмики во время чтения стихов. Например, дети хором читают стишок:
Черной ночью
Черный кот
Прыгнул в черный дымоход,
сопровождая послоговым отхлопыванием или отстукиванием. Это очень действенный прием формирования слоговой структуры слова у детей с ОНР. Затем в стишке заменяются слова черный звуком Ч с движением руками. Все остальные слова произносятся с отхлопыванием. Потом слово ночью заменяется звуком Щ с движение и т.д. В итоге дети читают стишок, в котором все слова заменяются звуками.
Для развития силы голоса в предложении дети делятся на две группы. Первая группа говорит громко, вторая группа отвечает ей тихо. Затем группы меняются: первая говорит тихо, вторая отвечает ей громко. Например,
ВАНЯТКА Что?
МАМКА ЗОВЕТ! Зачем?
УШИ НАДРАТЬ ХОЧЕТ! Не слышу-у-у-у…

ТАНЮШЕНЬКА, ПОДРУЖЕНЬКА! Ау
ИДИ ГУЛЯТЬ Иду
ИДИ СКОРЕЙ Бегу-у-у-….

Эти упражнения тесно связаны с упражнениями на развитие артикуляции и дикции. Артикуляционная гимнастика каждый раз звучит по-другому, так как с язычком происходят новые приключения.
Для развития интонационной стороны речи используются эмпатийные образы. Сначала дети пытаются передать настроение голосом, произнося гласные звуки. Затем слова и фразы.
Сказала тетя: Фи, футбол
Сказала мама: Фу, футбол.
Сестра сказала: Ну, футбол
А я ответил: Во! Футбол!

А для формирования логического ударения тоже лучше делиться на 2 группы. Первая группа спрашивает, выделяя по очереди слова в предложении, вторая отвечает, также выделяя слова по очереди.
ГРЕЧКА в печке? ГРЕЧКА в печке!
Гречка в ПЕЧКЕ? Гречка в ПЕЧКЕ!

Затем группы меняются. Группа, которая задавала вопросы, теперь отвечает. А отвечающие начинают говорить с вопросительной интонацией.
ВАЛЕНКИ на завалинке? ВАЛЕНКИ на завалинке!
Валенки на ЗАВАЛИНКЕ? Валенки на ЗАВАЛИНКЕ!

Упражнения на развитие координации и речи предполагает как развитие статической координации , так и двигательной. Очень хороши для этого прыжки. Дети прыгают на месте и в сторону одновременно с логопедом, произнося стишок:
Прыг-скок
Прыг-скок
На лис-ток (прыжок вправо и обратно)
А потом на цве-ток (прыжок влево и обратно)
А потом на су-чок (прыжок вперед и обратно)
Прыг-скок
Прыг -скок.

Надо отметить,что выполняя одно упражнение, мы решаем не одну задачу.Так, выполнять прыжки можно с разной скоростью, а значит и темп речи будет тоже меняться. На логоритмических занятиях в ДОУ общеразвивающего типа логопед может использовать и пение. Начинать лучше с пальчиковых игр с пением. Например, Сорока-белобока,Ладушки, Идет коза-рогатая. Затем можно переходить к песенкам, которые дети поют на музыкальных занятиях, сопровождая пение движением.
При выполнении упражнений с предметами можно использовать массажные мячи, резиновые мячи, также сопровождая все движения чтением стихотворения. Например, при отбивании мяча от пола сначала логопед, а затем вместе с ним и дети читают стихотворение С.Я.Маршака Мяч. При упражнении со скакалками стихотворение Скакалочка:
Очень любит Галочка
Быструю скакалочку.
Скок да скок,
Скок да скок…
Галочке не жалко ног…

Для расширения словарного запаса занятия по логоритмике обычно делают тематическими. Темой может стать лексическая тема или художественное произведение. Стихотворные тексты специально не выучиваются. Сначала говорит логопед, потом с логопедом говорят дети. Постепенно текст запоминается, и логопед начинает читать текст, а дети самостоятельно его проговаривают.
Несмотря на то, что все занятия сопровождаются стихотворными текстами, речевые упражнения являются важной составляющей логоритмики. Если во время выполнения всех остальных упражнений дети говорят хором или небольшими группами, то, выполняя речевые упражнения, ребенок говорит самостоятельно. Для речевых упражнений мы используем небольшие диалоги, сказки. Дети показывают диалоги интонационно-выразительно в лицах, сопровождая движениями.
Логоритмические занятия, решая важные задачи в коррекции речи, формируют у ребенка общую координацию движений, чувство ритма, темпа. Эти занятия всегда насыщены заданиями, но не вызывают у детей чувства усталости. Наоборот, дети с радостью посещают занятия по логоритмике, и эффективность таких занятий не вызывает сомнений.